Правовое регулирование Республики Кипр содержит несколько банкротных процедур, а именно мировое соглашение (scheme of arrangement), процедура наблюдения (receivership), добровольная ликвидация по заявлению кредиторов (creditors’ voluntary liquidation), а также принудительная ликвидация (winding-up by the court (compulsory liquidation).

В настоящей статьей будет рассмотрена и дана общая характеристика принудительной ликвидации юридического лица (compulsory winding-up by count).

Процедура принудительной ликвидации в Республике Кипр возможна при наличии таких оснований, как – 1) отсутствие ведения деятельности компании в течение года с момента ее регистрации или приостановление деятельности на год; 2) несоблюдение норм в предоставлении отчета регистратору; 3) неспособность компании оплатить свои долги, а также иные обстоятельства (Companies Law, Cap 113, s 211).

Для доказывания неспособности компании оплатить свои долги законодатель позволяет использовать, как формальный критерий определения неплатежеспособности — размер задолженности составлял более 5000 евро (ранее было 500 евро), и срок просрочки обязательства более 21 дня с момента вручения должнику претензии, так и материальный критерий, в рамках которого должно быть доказано, что стоимость активов компании меньше суммы ее обязательств, принимая во внимание условные и будущие обязательства (Companies Law, Cap 113, s 212).

В Республике Кипр отсутствуют специальные суды для рассмотрения дел о банкротстве, поэтому дела о банкротстве рассматриваются в федеральных судах (district court) по месту регистрации компании.

В случае удовлетворения заявления кредитора о принудительной ликвидации, суд назначает официального управляющего (official receiver), при этом официальный управляющий может одновременно занимать и должность ликвидатора должника (liquidator).

Информация о начале процедуры публикуется в официальном вестнике Республики Кипр (http://ir.drcor.mcit.gov.cy/home/index). В сообщении содержится информация о процедуре, ликвидаторе и его адресе, последнем дне срока для подачи требований и о суде, вынесшим приказ о ликвидации.

С момента вынесения судом приказа о принудительной ликвидации компании исковые заявления против должника возбуждаются только с разрешения суда, издавшего приказ (Companies Law, Cap 113, s 220), компания перестает вести свою деятельность (Companies Law, Cap 113, s 264), а полномочия директора компании прекращаются. В свою очередь, ликвидатор должника приобретает право представлять интересы должника в суде и действовать от его имени, заключать необходимые сделки от имени должника, привлекать специалистов для сопровождения процедуры, продавать и распределять имущество должника, а также обладает иными правами (Companies Law, Cap 113, s 233).

Должник, в свою очередь, обязуется предоставить отчет о состоянии компании, содержащий сведения относительно имеющихся обязательств, имущества, требований кредиторов, а также наличия обременений.

В течение 40 дней с даты вручения приказа о ликвидации официальный управляющий принимает решение о созыве собрания для назначения ликвидатора, которое должно состояться в течение 60 дней после вручения приказа. Кредиторы должны направить свои требования, с подтверждающими задолженность документами в адрес управляющего, в течение 35 календарных дней с даты публикации приказа о ликвидации в официальном вестнике Республики Кипр. Залоговые кредиторы должны предоставить предварительную оценку стоимости своего обеспеченного имущества официальному управляющему или ликвидатору в течение 10 дней с момента публикации приказа о ликвидации в Официальном вестнике Республики Кипр.

Поскольку официальная валюта Республики Кипр является евро, то сумма задолженности будет определяться по официальному курсу евро на момент вынесения приказа о ликвидации. Решения официального управляющего могут быть обжалованы в течение 21 дня со дня получения уведомления о решения управляющего. Стоит отметить, что иностранные и местные кредиторы имеют равные права в рамках процедуры.

В случае, если активов компании недостаточно для покрытия расходов на ликвидацию, официальный управляющий направляет соответствующее решение в суд, и процедура досрочно прекращается.

Очередность удовлетворения требований кредиторов осуществляется в следующем порядке (Companies Law, Cap 113, s 300):

1.      Расходы на проведение процедуры ликвидации;

2.      Преференциальные обязательства с предпочтением (например, местные налоги);

3.      Заработная плата работников;

4.      Задолженность перед залоговыми кредиторами;

5.      Задолженность перед незалоговыми кредиторами;

6.      Другие платежи (например, невыплаченные дивиденды).

Законодательство Республики Кипр позволяет оспаривать сделки должника, в процедуре принудительной ликвидации компании, в частности, по следующим основаниям:

1. Сделки с предпочтением, если сделка совершена в течение 6 месяцев до принятия судом приказа о начале принудительной ликвидации (Companies Law, Cap 113, s 302).

2. Сделки с целью причинения вреда кредиторам и неравноценным встречным представлением (the Fraudulent Transfers Avoidance Law, Chapter 62 (Chapter 62).

3. Оспаривание плавающего обеспечения (floating charge), возникшего в течение 12 месяцев после начала процедуры ликвидации.

Предусматривается и возможность взыскания убытков с директора за нарушение им требований действовать в наилучших интересах компании (fiduciary duty), совершение недобросовестных действий (duty of acting in good faith), нарушения обязанности действовать профессионально и проявляя должную осмотрительность (the duty of skill and care).

В Республике Кипр действует система общего права (common law), однако нормы, регулирующие институт банкротства, содержатся в соответствующих законах (state law), в частности, материальные нормы в регулирующие банкротство содержатся в следующих актах,

Источники права для банкротства физических лиц:

·       Глава 5, Закона о Банкротстве (the Bankruptcy Law, Chapter 5);

·     Закон о неплатежеспособности физических лиц (the Law on the Insolvency of Natural Persons (Personal Repayment Plans (PRPs));

·    Постановление об облегчении долгового бремени (the Debt Relief Order (DRO) L.65(I)/2015).

Источники права для банкротства юридических лиц:

·         Глава 113, Закона о компаниях (The Companies Law, Chapter 113).

Процессуальное регулирование осуществляется:

·         Процессуальными правилами для компаний 369/1944 (Procedural Rules for Companies 369/1944);

·         Процессуальными правилами для ликвидируемых компаний 1933-2013 (Procedural Rules for Companies Under Liquidation 1933-2013);

·         Правилами о банкротстве (Bankruptcy Rules 368/1931);

·         Правилами гражданского процесса (Civil Procedural Rules);

·         Процессуальные правила о несостоятельности физических лиц (the Procedural Rules on the Insolvency of Natural Persons (PRPs) and the DROP of 2016.

Трансграничное банкротство регулируется:

·         Регламентом № 2015/848 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О процедурах банкротства» (Regulation (EU) 2015/848 of the European Parliament and of the Council of 20 May 2015 on insolvency proceedings).