В 2016 году комитет по взаимодействию с правозащитниками и правовому просвещению Адвокатской палаты Ростовской области запустил проект правового просвещения «Адвокатура в школе». В его рамках адвокаты взаимодействуют с учащимися: рассказывают им о своей профессии, о том, как ее получить, что их может ждать на профессиональном маршруте, а также какие права и обязанности у них есть уже сейчас. Суть проекта — популяризировать профессию адвокатов, повысить ее авторитет и помочь сформировать правомерное поведение еще со школьной скамьи.
Через два года проект стал межрегиональным. Сейчас к нему присоединились уже 26 адвокатских палат. В прошлом году участником проекта стала АП Новосибирской области. Накануне председатель Комиссии по молодежной политике палаты Елена Бондаренко сообщила о проведении первых встреч с учениками региональных школ и их искреннем интересе к адвокатской работе.
Практикующие юристы подтверждают: распространение таких проектов могло бы многим молодым людям определиться с будущей профессией и повысить их юридическую грамотность. Во взрослой жизни это уберегает от многих ошибок. Некоторые эксперты признались, что осознание желания связать жизнь с юриспруденцией пришло к ним именно в школьные годы.
«Этих знаний часто не хватает во взрослой жизни»
Возможность еще в школе узнать хотя бы на базовом уровне о правах гражданина и обязанностях перед государством можно оценивать только положительно. В этом убежден руководитель практики разрешения споров компании Региональный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство Юрий Матвеев. Похожие мероприятия были в школах и раньше, в формате уроков по правоведению с участием приглашенных гостей. «Обычно их проводили сотрудники правоохранительных органов и прокуратуры, лекции которых имели определенный «акцент»», — вспоминает Дмитрий Моторин, адвокат юридической фирмы Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Недвижимость, земля, строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Транспортное право группа Экологическое право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры high market) группа Комплаенс группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Санкционное право группа Страховое право Профайл компании . Правда, в лучшем случае темой уроков был возраст уголовной ответственности, а в худшем речь могла заходить о показателях раскрываемости или механизмах прокурорского надзора — ценной информации для студентов юрфаков, но не для школьников, сожалеет юрист.
Важность информирования молодых граждан об их основных правах и обязанностях еще со школьной скамьи недооценивается — и зря, соглашается с коллегами советник Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Экологическое право группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Недвижимость, земля, строительство группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Частный капитал Профайл компании Радислав Репин. «Финансовая и юридическая грамотность важнее тригонометрии и черчения», — заявляет эксперт, и резюмирует: на выходе из школы мы получаем большое количество не обученных юридической грамотности людей, которые потом остаются с последствиями (например, в виде многочисленных долгов по кредитам) один на один. Моторин подтверждает: взрослым людям часто не хватает хотя бы базовых знаний о собственных правах. Их внимание может когда-то и обращали на обязанности перед государством, но о правах, как правило, речь не заходила.
Задачу адвокатуры в такой просветительской деятельности я вижу именно в раскрытии перед школьниками социальных механизмов, гарантий и льгот, их основных правомочий.
Дмитрий Моторин
Подобные проекты адвокатуры помогут не только развить правовую грамотность, но и расширить варианты будущей профессии, уверен партнер юрфирмы Федеральный рейтинг. группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры — mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консалтинг) группа Банкротство (споры high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Недвижимость, земля, строительство группа Семейное и наследственное право группа Цифровая экономика группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Санкционное право группа Уголовное право Профайл компании Станислав Петров. Если такие инициативы будут популярными, в скором времени ряды адвокатов пополнятся профессиональными юристами, которые уже со школьных лет изучают тонкости профессии. А еще это хороший шанс для учеников вовремя понять, что с юриспруденцией у них все же разные пути, считает Матвеев. Это не его ситуация — решение стать юристом пришло к эксперту еще в средней школе. «Я стал понимать, что у меня есть склонность к аналитике и отстаиванию собственного мнения, а еще я быстро находил необходимые статьи законов при подготовке к урокам по обществознанию», — делится Матвеев.
С периодом средней школы связывает возникновение тяги к праву и Моторин, но уточняет, что связана она была с необходимостью решать социальные и правовые проблемы в условиях отсутствия юриста в семье. На момент поступления в университет других вариантов профессии эксперт уже не рассматривал.
«Права людей достойны того, чтобы за них бороться»
В ходе встречи со школьниками Новосибирской области председатель Комиссии по молодежной политике палаты Бондаренко в шутку посоветовала аудитории не путать реальный судебный процесс с телепередачей «Суд идет», чтобы не формировать ложные ожидания. Юристы признаются: именно телевизионные передачи могут сыграть не последнюю роль в выборе профессии.
Это и произошло с Моториным: «Надо отметить, что не последнюю роль в выборе профессии сыграли именно «Час суда» и «Суд идет», которые большинством коллег воспринимаются скептически». Хоть он и согласен с тем, что судебный процесс в таких программах максимально утрирован и оторван от реальности, но именно за счет развлекательной составляющей он и завлекает людей в ряды юристов. «Хотя сейчас я бы отдал предпочтение телесериалам, вроде «Suits» или «Better Call Saul»», — добавил Моторин. За чьим-то выбором профессии стоял кинематограф и образы киногероев. Например, Репин когда-то вдохновился фильмом «Несколько хороших парней» и образом Тома Круза, а также героем Мэтью МакКонахи в «Время убивать».
Сделать выбор в пользу адвокатской деятельности смогут учащиеся, неравнодушные к несправедливости и заинтересованные в защите интересов пострадавших лиц.
Станислав Петров
Но какой бы ни была мотивация к выбору профессии, главное, чтобы она была по душе, напутствует будущих коллег Матвеев. Все остальное — статус, деньги, другие материальные блага — приложится, ведь в таком случае будущий профессионал будет готов посвящать профессии больше времени и сил, чем остальные. Важно держаться поближе к людям, которые стимулируют выходить из зоны комфорта и развиваться, убежден Моторин. «И неважно, критикуют ли они ваши действия или искренне радуются вашим успехам», — считает юрист, и объясняет: влияние и тех и других будет одинаково ценно, если научиться его осознавать и грамотно пользоваться последствиями.
«Права людей достойны того, чтобы за них бороться», — заключил Репин.