Аннотация

Одной из основных причин низкой эффективности процедур банкротства в России является позднее раскрытие информации о финансовых проблемах должника. Автор предлагает изменить подход к определению момента, когда у контролирующих должника лиц возникает обязанность подать заявление об открытии в отношении должника публичной процедуры несостоятельности. Она должна возникать при наличии у организации признаков неплатежеспособности. Исполнение (неисполнение) этой обязанности должно влиять на объем полномочий контролирующих должника лиц при открытии реабилитационной процедуры, а также на объем их ответственности в случае отклонения поведения от установленного стандарта. Такой подход будет способствовать выявлению кризиса на ранних этапах и стимулировать применение досудебных способов преодоления финансовых трудностей.

1. Введение

Момент раскрытия должником информации о наличии финансовых трудностей имеет огромное значение для возможности их разрешения. Чем раньше организация в лице ее контролирующих лиц сообщит о кризисе, тем больше шансов достичь правомерных целей как для самого должника (вернуться к нормальной деятельности), так и для его кредиторов (получить максимально полное и скорое удовлетворение своих требований).

Для должника-организации ключевым способом сообщить о наличии финансовых проблем, которые влияют на права и законные интересы кредиторов, является подача заявления о собственной несостоятельности. Однако в таком порядке инициируются только 8,2% дел о банкротстве 1 1 Эти и приводимые далее статистические сведения основаны на показателях Статистического бюллетеня ЕФРСБ на 31 декабря 2021 года. . Большинство же дел возбуждается по заявлениям кредиторов в ситуации, когда шансы погасить все требования крайне малы. Должники рассматривают процедуры банкротства не как способ решения своих финансовых проблем, а скорее как способ списания долгов.

Данные статистики 2 2 В 2021 году доля дел о банкротстве, в которых у должника на момент проведения инвентаризации отсутствовало имущество, составила 36,9% (за 2020 год — 37,2%). По итогам процедур банкротства доля погашенных требований от их общего объема составила всего 3,5% (в 2020 году — 4,4%), а требований третьей и последующих очередей, не обеспеченных залогом, — 1,7% (в 2020 году — 2,3%). позволяют утверждать, что низкая эффективность про­цедур банкротства напрямую связана с их поздним открытием. Контролирующим должника лицам (далее — КДЛ) выгоднее не урегулировать вопросы погашения задолженности непосредственно с кредиторами, в том числе с помощью внесудебных мероприятий, а подготовиться к банкротству: вывести ликвидное имущество должника и максимально оттянуть сроки оспаривания неправомерных действий. Об этом говорит ежегодный рост количества поданных и удовлетворенных заявлений о признании сделок должника недействительными и привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности 3 3 В период с 2015 по 2021 год количество ежегодно рассматриваемых заявлений о признании сделок должников недействительными выросло с 3136 до 14 143; доля удовлетворенных заявлений составляет около 45%. В период с 2016 по 2021 год количество ежегодно рассматриваемых заявлений о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности выросло с 2699 до 6835, а доля удовлетворенных заявлений выросла с 16 до 46%. .

Производство по делу о банкротстве фактически превращается в бег за бенефициарами бизнеса должника, попытки кредиторов вернуть должнику то, что у него было до осознания контролирующими лицами предстоящего финансового краха компании. Такое положение дел подрывает доверие добросовестных предпринимателей к институту ограниченной ответственности корпорации и приводит к колоссальной нагрузке на судебную систему. Но даже такие меры далеко не всегда об