В продолжение темы об антимонопольном контроле на банкротных торгах. Как уже писал, с 2021 года Верховный Суд РФ вывел банкротные торги из-под контроля антимонопольного органа.
🔥 Посмотрел выборочно решения комиссии ФАС России по жалобам на нарушения порядка проведения банкротных торгов за текущий год. Результат удивил — несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (пункт 37) и принятые впоследствии определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2022 № 308-ЭС22-2357, от 06.06.2022 № 305-ЭС22-763 и от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706, комиссия ФАС России продолжает считать себя уполномоченной рассматривать такие жалобы.
🔽 Ссылки на решения комиссии ФАС России от 10.03.2023 № 04/10/18.1-86/2023, от 04.04.2023 № 04/10/18.1-114/2023, от 31.05.2023 № 04/10/18.1-252/2023 и от 15.06.2023 № 04/10/18.1-289/2023.
При этом комиссия ФАС России ссылается на ранее сложившуюся судебную практику (постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13 и пункт 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) в подтверждение своей компетенции.
Интересны контраргументы комиссии ФАС России в подтверждение своей компетенции:
1️⃣ В отношении вывода Верховного Суда РФ о том, что антимонопольный контроль за торгами ограничен случаями, когда результаты проведения торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках, ФАС России указывает, что, во-первых, проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции). Во-вторых, статья 18.1 Закона о защите конкуренции вообще не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В подтверждение этого комиссия ФАС России ссылается на решение судьи Верховного Суда РФ от 10.11.2020 № АКПИ20-632, в котором сделан вывод о том, что процедура рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения порядка проведения торгов, предусмотренная в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, не предусматривает возбуждение и рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.
❓ По логике Верховного Суда РФ получается, что антимонопольный орган должен проводить анализ конкуренции на соответствующем товарном рынке по каждой поступившей жалобе и дальше уже решать, имеется ли у него компетенция по рассмотрению жалобы по существу. Интересно, насколько это фактически осуществимо с точки зрения объема такой работы, а также с учетом того, что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления (часть 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
2️⃣ Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, проведение которых обязательно в соответствии с законодательством. Иными словами, по мнению ФАС России, для осуществления антимонопольного контроля над торгами не требуется проводить анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке, а достаточно лишь, чтобы проведение таких торгов было предусмотрено законом.
✅ Таким образом, вопреки правовой позиции Верховного Суда РФ, антимонопольный орган продолжает рассматривать жалобы на нарушения, допущенные при проведении банкротных торгов. Не знаю, как объяснить эту «holy war« между ФАС России и Верховным Судом РФ. Но, принимая во внимание, что это решения комиссии именно центрального аппарата ФАС России, то можно предположить, что ФАС России категорически не согласна с правовой позицией Верховного Суда РФ, саботирует ее и продолжает работать как раньше.
Интересно, что будет дальше и чем этот спор закончится, видимо придется вмешаться законодателю.
***
О публичных торгах в Telegram.