В продолжение темы об антимонопольном контроле на банкротных торгах. Как уже писал, с 2021 года Верховный Суд РФ вывел банкротные торги из-под контроля антимонопольного органа.

🔥 Посмотрел выборочно решения комиссии ФАС России по жалобам на нарушения порядка проведения банкротных торгов за текущий год. Результат удивил — несмотря на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (пункт 37) и принятые впоследствии определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 05.07.2022 № 308-ЭС22-2357, от 06.06.2022 № 305-ЭС22-763 и от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706, комиссия ФАС России продолжает считать себя уполномоченной рассматривать такие жалобы.

🔽 Ссылки на решения комиссии ФАС России от 10.03.2023 № 04/10/18.1-86/2023, от 04.04.2023 № 04/10/18.1-114/2023, от 31.05.2023 № 04/10/18.1-252/2023 и от 15.06.2023 № 04/10/18.1-289/2023.

При этом комиссия ФАС России ссылается на ранее сложившуюся судебную практику (постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13 и пункт 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) в подтверждение своей компетенции.

Интересны контраргументы комиссии ФАС России в подтверждение своей компетенции:

1️⃣ В отношении вывода Верховного Суда РФ о том, что антимонопольный контроль за торгами ограничен случаями, когда результаты проведения торгов способны оказать влияние на состояние конкуренции на соответствующих товарных рынках, ФАС России указывает, что, во-первых, проведение анализа конкуренции осуществляется антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (часть 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции). Во-вторых, статья 18.1 Закона о защите конкуренции вообще не относится к процедуре рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

В подтверждение этого комиссия ФАС России ссылается на решение судьи Верховного Суда РФ от 10.11.2020 № АКПИ20-632, в котором сделан вывод о том, что процедура рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушения порядка проведения торгов, предусмотренная в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, не предусматривает возбуждение и рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

❓ По логике Верховного Суда РФ получается, что антимонопольный орган должен проводить анализ конкуренции на соответствующем товарном рынке по каждой поступившей жалобе и дальше уже решать, имеется ли у него компетенция по рассмотрению жалобы по существу. Интересно, насколько это фактически осуществимо с точки зрения объема такой работы, а также с учетом того, что антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления (часть 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

2️⃣ Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов, проведение которых обязательно в соответствии с законодательством. Иными словами, по мнению ФАС России, для осуществления антимонопольного контроля над торгами не требуется проводить анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке, а достаточно лишь, чтобы проведение таких торгов было предусмотрено законом.

Таким образом, вопреки правовой позиции Верховного Суда РФ, антимонопольный орган продолжает рассматривать жалобы на нарушения, допущенные при проведении банкротных торгов. Не знаю, как объяснить эту «holy war« между ФАС России и Верховным Судом РФ. Но, принимая во внимание, что это решения комиссии именно центрального аппарата ФАС России, то можно предположить, что ФАС России категорически не согласна с правовой позицией Верховного Суда РФ, саботирует ее и продолжает работать как раньше.

Интересно, что будет дальше и чем этот спор закончится, видимо придется вмешаться законодателю.

***

О публичных торгах в Telegram.