Уважаемые коллеги, прошу вас принять участие в обсуждении.

Как-то обделили портал статьями про ЭПТС, поэтому предлагаю исправить эту ситуацию.

Собственно, в чем вопрос:

В Россию можно ввезти на льготных условиях не более одного автомобиля в год, но если потребуется ввоз нескольких автомобилей, то при уплате коммерческого утилизационного сбора, физическое лицо может ввезти на территорию России, абсолютно любое количество автомобилей. Правда разница в доплате будет космической, порой сопоставимой со стоимостью самого авто.

Разумеется, чтобы сэкономить, давным-давно была придумана схема:

Компании, занимающиеся привозом автомобилей из-за границы, давали объявления, в целях привлечения физиков, с помощью которых можно было привезти автомобиль для уплаты утилизационного сбора с пониженной ставкой (буквально можно было сэкономить сотни тысяч рублей). Физики получали «щедрое вознаграждение» за предоставление данных, как правило, от 2000 до 5000 рублей и, хлопнув по рукам с «перекупами», никогда в глаза не видели автомобилей, которые привозили на их имя.

То есть, получается, что некий ноунейм мог стать обладателем автомобиля за несколько миллионов рублей. Подписывался договор купли-продажи с физиком, где оставлялись пустые графы для покупателя. Сам физик-ноумейм пропадал с радаров, будто его и не было никогда.

С этого момента дядя, продающий автомобиль, и его собственник – совсем разные дяди.

Через какое-то время, покупатель приходил к «перекупу», подписывал договор купли-продажи без реального собственника (даже не удостоверяясь, его ли подпись стоит в договоре), забирал авто, ставил на учет на себя, и катался в удовольствие.

Но вернемся к ноунейму. Допустим, через пару месяцев, дела у него стали плохи, он набрал кредитов и начал банкротиться. Финансовый управляющий, осуществляя поиск имущества, находит тот самый заметный автомобиль, привезенный из-за рубежа.

Собственно, вопросы:

  1. Будет ли при этом ноунейм квалифицирован как собственник?
  2. Есть ли вероятность, что такая сделка будет признана недействительной при банкротстве?
  3. Есть ли вероятность, что жена ноунейма, решив покуситься за лакомый кусок, захочет взыскать с него часть стоимости авто, а то и вовсе признать сделку недействительной?

Практики по оспариванию таких сделок я не нашел.   

Немного матчасти для размышления.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2017 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством. Приказом МВД России от 23.04.2019 N 267 утверждены формы документов, идентифицирующих транспортное средство, и требования к ним, в том числе форма ПТС и Требования к ПТС.

Электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) оформляются с 01.07.2015 уполномоченными органами (организациями), в порядке, утверждаемом Евразийской экономической комиссией.

ЭПТС оформляются в системах электронных паспортов на принадлежащие юридическим и физическим лицам, а также физическим лицам без гражданства транспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, подлежащие государственной регистрации (пп. «а» п. 3 Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники», утв. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122.

Полномочия по оформлению ЭПТС и (или) электронных паспортов шасси транспортных средств утверждены Приказом Минпромторга России от 30.11.2017 N 4178.

При ввозе транспортного средства из государств — членов ЕАЭС, нужно оформить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), у аккредитованных Минпромторгом РФ организаций. Уполномоченная организация или испытательная лаборатория проводит оценку соответствия транспортного средства ТР ТС 018/2011, после чего уполномоченная организация выдает СБКТС и оформляет ЭПТС.

После этого декларант (физическое или юридическое лицо) подает документы на таможенный пост, где проводят расчет платежей и утилизационного сбора, фиксируют оплату, разрешают выпуск транспортного средства.

Для получения ЭПТС необходимо предоставить следующие документы:

— копию документов оценки соответствия ТС, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

— для юридического лица: карточку предприятия с оттиском печати;

— для физического лица: скан паспорта (2 — 3-я страница и действующая регистрация) и СНИЛС;

— таможенно-приходный ордер (ТПО);

— карточку учета транспортного средства (КУТС) (при наличии);

— подтверждение права владения транспортным средством: договор/инвойс/коносамент;

— национальный паспорт транспортного средства (ПТС страны вывоза);

— 4 фото транспортного средства со всех сторон;

— фото набивки номера VIN на кузове (не табличку и не наклейку);

— фото таблички производителя;

— фото номера ДВС;

— заполненный файл заявки в Excel;

— фото маркировки колес (размер);

— фото приборной панели с пробегом на заведенном транспортном средстве;

— документ оформления УВЭОС (кнопка ЭРА-ГЛОНАСС) — для физического лица при наличии, для юридического лица обязательно;

— фото консоли КПП;

— фото салона транспортного средства с количеством мест.

Особенности оформления ЭПТС предусмотрены п. 20 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

После завершения оформления ЭПТС в рамках систем электронных паспортов собственнику транспортного средства направляются в виде выписки из электронного паспорта сведения по перечню с возможностью последующей распечатки указанной выписки.