Аннотация

В статье анализируются особенности банкротства граждан. Выделены общие и особые процедуры несостоятельности, которые вводятся в отношении имущества граждан. Сделан вывод о тождественности регулирования потребительской и коммерческой несостоятельности граждан, в связи с чем затруднена санация предприятий предпринимателя. Особое внимание уделено процедуре несостоятельности наследственной массы, а также процедуре несостоятельности общего имущества супругов, квалифицируемых в качестве особых процедур, к которым в субсидиарном порядке применяются нормы об обычных процедурах. Сделан вывод о том, что наследник в силу юридической фикции имеет права и обязанности должника в процедуре несостоятельности в случае смерти наследодателя. Указано на зарождение процедуры несостоятельности общего имущества супругов, поскольку она вводится в судебной практике одновременно над несколькими обособленными имущественными массами. Произведено сравнение правового регулирования, целей процедур над обособленными имущественными массами в России и Германии.

Введение

Правовое регулирование банкротства граждан значительно отличается от банкротства юридических лиц своими целями, вследствие чего законодатель использует иные правовые средства для регулирования правоотношений с участием граждан. Прежде всего, применяются иные процедуры, которые имеют реабилитационную направленность в отличие от ситуации с юридическими лицами. Необходимо также разграничивать коммерческое и потребительское банкротство, хотя в главе X ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2 2 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). законодатель использует для этих двух видов почти одинаковые правовые средства. Между тем в про цедурах несостоятельности реализуется имущественная ответственность должников, а у предпринимателей она является повышенной по сравнению с потребителями, что исключает равный подход к этим категориям должников.

Производство по делу о банкротстве гражданина может быть начато процедурой реструктуризации его долгов, однако она может быть введена только при соблюдении условий, указанных в п. 1 ст. 213.13 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в том числе при наличии источника дохода, что исключает ее из числа обязательных процедур. На практике процедура особо не востребована, о чем свидетельствуют данные Федресурса: в 2019 году было введено 15 658 процедур, в 2020 — 24 292, в 2021 — 33 860, в 2022 году — 42 415, а количество утвержденных планов реструктуризации составляет соответственно в 2019 году — 204, в 2020 — 209, в 2021 — 329, в 2022 году — 461 3 3 Статистический бюллетень Федресурса по банкротству за 2022 год. URL: https://download.fedresurs.ru/news/Статистический%20бюллетень%20Федресурс%20банкротство%202022.pdf (дата обращения: 13.03.2022). . Анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что должники ориентированы на освобождение от обязательств по окончании производства по делу, а не на удовлетворение требований кредиторов посредством восстановления своей платежеспособности. Причины такого поведения во многом объясняются допущенными законодателем просчетами в регулировании правоотношений банкротства и злоупотреблениями со стороны должников, а также имущественным состоянием должников, предоставлением кредитов гражданам без должной проверки их финансового состояния. По мнению А. Амелина и А. Смирных, можно повысить применимость процедуры путем ограничения для граждан с высоким уровнем дохода доступа к процедуре реализации имущества 4 4 Амелин А., Смирных А., Хойер Я-О. Личное банкротство в России и мире: проблемы XXI века. М., 2021. С. 153. . Вероятно, такая мера и окажет влияние на использование процедуры, однако она не будет решающей. Требуется кропотливая работа по совершенствованию законодательства и повышение социальной ответственности граждан.

Процедура реализации имущества гражданина

Законоположени