Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю выяснило, что пользователи «Яндекс.Такси» «вводятся в заблуждение относительно потребительских свойств и качества услуги по перевозке пассажира легковым такси». Компанию обвинили в том, что она не доводит до потребителя информацию о наличии у водителя разрешения на перевозку пассажиров, а также не отчитывается о результатах медицинского освидетельствования водителей. За это «Яндекс.Такси» наказали штрафом в 500 000 руб. по ч. 2 ст. 14.7 КоАП («Обман потребителей»).
Компания оспорила штраф в суде и победила в трех инстанциях (дело № А40-37711/2022). По мнению судов, у компании нет обязанности по контролю за наличием у водителя разрешения на осуществление перевозки. Истец не может отвечать за те незаконные действия, которые совершают третьи лица, пользующиеся платформой «Яндекс.Такси».
Верховный суд признал выводы нижестоящих инстанций ошибочными. Пользователь агрегатора такси, заключая договор через агрегатора и оплачивая ему денежные средства, обоснованно полагает, что услуга будет оказана ему с соблюдением всех требований безопасности, предусмотренных законодательством. При этом сама компания не информирует потребителя о том, что услуга может быть оказана лицом, не имеющим всех разрешительных документов на осуществление данного вида деятельности.
При этом вопрос о том, должен ли сервис проверять разрешения водителей, для решения этого спора значения не имел, подчеркнул ВС.
С учетом этого дело о штрафе вернули на новое рассмотрение в АСГМ.