Аннотация

В Юридической хронике сентябрьского номера представлены комментарии к новому закону о цифровом рубле, изменениям в банкротном и гражданском законодательстве, в частности об изменении подхода к ответственности агрегатора такси, к начатому эксперименту по исламскому банкингу, а также к 11-му пакету санкций и принятым Россией встречным мерам.

Цифровой рубль: понятный закон и туманные цели

Наталия Юрьевна Рассказова

СПбГУ, кандидат юридических наук

В августе 2023 года цифровой рубль юридически включен в оборот как разновидность безналичных денежных средств. Законы, вводящие нормы о цифровом рубле, выделяются на фоне иных. С одной стороны, нормы ясны: рубли будут обращаться на созданной Банком России платформе цифрового рубля (ПЦР) путем их перевода по счетам, открытым участникам расчетов в пассиве баланса ЦБР на договорной основе; обладатель безналичных денежных средств (или электронных денежных средств) вправе обменять их на цифровые рубли и наоборот. С другой стороны, цели законодателя определяются с трудом. Обычно мы сталкиваемся с обратной ситуацией: понять зачем — намного проще, чем разобраться в содержании новых законоположений. Детальные разъяснения тактических и стратегических задач, которые должны быть решены с помощью цифрового рубля, не предложены ни Банком России, ни Правительством. Общие рассуждения об удобстве использования цифрового рубля и повышении конкурентности на финансовом рынке не могут удовлетворить общество при столь серьезном вмешательстве в организацию этого рынка.

Невнятность объяснений провоцирует негативные настроения, основанные в числе прочего на надуманных обвинениях, например в нарушении ст. 75 Конституции РФ («Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются»). Рубль — это лишь имя денег, а их форма не предписана Конституцией и определяется потребностями экономики. Что касается эмиссии, то цифровые рубли (в отличие от криптовалюты) эмитируются Банком России. Законодателя упрекают в попрании принципа раздельной ответственности государства и ЦБР. Но и здесь все в порядке: цифровые рубли учитываются на балансе Банка России и обеспечены его активами.

Какие бы задачи ни планировалось решать с помощью цифрового рубля, он должен стать привлекательным и для граждан, и для бизнеса. Это удастся, если его использование соединит обычно несовместимые вещи: качество, удобство и дешевизну.

Качество. В отношении денежных средств это означает в первую очередь их ликвидность. Для цифровых рублей она гарантирована Банком России, в то время как обладатель денежных средств на счете в коммерческом банке зависит от платежеспособности этого банка.

Удобство. Расчеты на ПЦР сами по себе не более удобны, чем расчеты с использованием мобильных приложений. Если взглянуть шире, то пока не ясно, можно ли на ПЦР использовать все формы безналичных расчетов, включая аккредитивы. Однако, если будет реализована заявленная в Концепции цифрового рубля (см. Информацию Банка России от 8 апреля 2021 года) идея обеспечить расчеты без доступа к сети Интернет (в офлайн-режиме) через специальное мобильное приложение, привлекательность цифрового рубля станет очевидной.

Дешев