Призываем всех АУ поддержать требование о реформировании деятельности Росреестра по привлечению АУ к административной ответственности и собрать подписи!!!  Шаблон для подписей в конце текста.

Событие:

          28 декабря 2023 года в Советском районном суде города Томска судья Ткаченко И.А. будет проводить собеседование по делу № 2а-4809/2023 ~ М-4782/2023 (карточка дела), в котором рассматривается административное исковое заявление арбитражного управляющего Федораева Ю.И. к Министерству экономического развития. Управляющий требует обязать Министерство объективно, всесторонне и своевременное рассмотреть его заявление о недостатках регулирования сферы банкротства от 17.09.2023 г. и дать письменные ответы на поставленные вопросы.

1. Предыстория.

          Напомним, что Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

          В сентябре 2023 года арбитражный управляющий Федораев Ю.И. обратился в Министерство экономического развития РФ с Заявлением о существенных недостатках регулирования сферы банкротства. В своем заявлении, в целях исключения путаницы и повышения ясности, управляющий просит Министерство дать ответы по каждому вопросу раздельно, не используя «общих фраз»:

           «а) какими нормами права руководствуются специалисты Росреестра при проведении проверки (или «непосредственного обнаружения») доводов заявлений и жалоб, поступающих на арбитражных управляющих по ч.3, 3.1. ст. 14.13 КоАП РФ, до применения положений ст. 28.1. КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении?

Или проведение предварительной проверки доводов заявителя не проводится и возбуждение дела об административном правонарушении принимается по факту поступления жалобы (заявления)?

          б) в целях устранения законодательного пробела («серой зоны») в порядке проведения проверок арбитражных управляющих прошу применить принцип «нет проверки — нет протокола», который заключается в предложении включить арбитражных управляющих в ч.3.1. ст.28.1 КоАП РФ примерно в таком формате «Дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего может быть возбуждено только после проведения соответствующего проверочного мероприятия и оформления его результатов в виде акта проверки СРО или вступившего в силу судебного акта»!

          в) прошу актуализировать письмо Минэкономразвития России от 27.10.2011 г. N Д06-5387 и выпустить актуальные разъяснения о том, что Росрестр лишен полномочий по самостоятельному обнаружению правонарушений в деятельности арбитражных управляющих (проведению проверок, рассмотрению жалоб и т.п.), в том числе путем проведения нерегламентированного мероприятия «непосредственное обнаружение».»

          В своем ответе Минэкономразвития России не дал ответов и комментариев в отношении поставленных пред ним вопросов, указав, что «в компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, в связи с чем Департамент вправе высказать только мнение по поставленному в обращении вопросу».

          Далее Министерство описывает, что арбитражный управляющий должен обладать необходимым набором компетенций для надлежащего исполнения обязанностей в деле о банкротстве и когда им систематически нарушаются требования законодательства о несостоятельности (банкротстве) это противоречит целям института банкротства. Далее Министерство ссылается на статьи КоАП на основании, которых в отношении арбитражных управляющих устанавливается административная ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

          Федораев Ю.И. считает, что Министерство уклонилось от ответа и тем самым  нарушило его прав и законные интересы на надлежащее рассмотрение обращения, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 11.5 Приказа Минэкономразвития России от 04.05.2016 N 282 «Об утверждении Регламента Министерства экономического развития Российской Федерации»!

         Для наглядности мы изобразили последовательность действий Росреестра на схеме:

 

2. Чего хочет добиться управляющий?

          В 2023 году на портал ПРОбанкротство вышли две статьи о признаках процессуальных пробелов в деятельности Росреестра по массовому «бичеванию» арбитражных управляющих и о негативных последствиях для всего института банкротства.  Статистика просмотров показывает повышенное внимание аудитории к этой проблеме. Иск подготовлен по материалам этих статей.

          1. Деятельность Росреестра по проверкам АУ просят признать незаконной.

          2. Арбитражные управляющие выдвигают лозунг: «Нет проверки — нет протокола»!

          Кроме того, опрос, проведенный телеграмм канале портала ПРОбанкротство показывает негативное отношение к тому, что административные функции Росреестра фактически используются для беспрецедентного и вредного давления на арбитражных управляющих.

         Также, в уходящем году было проведено как минимум 5 крупных форумов арбитражных управляющих, на каждом из которых очень горячо обсуждалась проблема чрезмерного «контроля» со стороны Росреестра и неоправданно строгого наказания за несущественные нарушения, предусмотренного ст. 14.13 КоАП РФ.

          По понятным причинам сам Росреестр категорически отказывается признавать недостатки в своей деятельности. Но Арбитражные суды хоть и освобождают управляющих от ответственности примерно в 70% дел, но совершенно по непонятным причинам не подвергают сомнению протоколы Росреестра по процессуальным основаниям.

          Поэтому, подавая иск именно к Министерству экономического развития Федораев Ю.И. надеется на то, что профильное ведомство изучит эту проблему и выскажет однозначное мнение:

          — Росреестр не уполномочен на осуществление контрольных (надзорных) функций над арбитражными управляющими,

          — дела об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих могут быть возбуждены только по фактам нарушений, установленных банкротным судом.

3. Мы собрали в сети мнения ведущих общественников о проблеме административной ответствеености АУ:

А.Каверзина (НСПАУ): «Важнейшим фактором, обуславливающим эффективность процедур банкротства, является независимость арбитражного управляющего. Между тем, сложившаяся система привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности, оказывает существенное отрицательное влияние на обеспечение указанной независимости.».

С.Домнин (НСПАУ): «Полученные результаты полностью подтверждают вывод о необходимости реформирования института привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности, ведь в подавляющем большинстве случаев речь идет о несущественых технических нарушениях …. 

В итоге институт административной ответственности арбитражных управляющих используется фактически не для решения задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП РФ).».

А.Шафранов (ОРПАУ): «Без скорейшего решения этой проблемы будут усугубляться как прекаризация профессии арбитражного управляющего в частности, так и снижение эффективности процедур банкротства в целом.
Общероссийский профсоюз арбитражных управляющих России выражает надежду, что статья Михаила Ляпина сможет привлечь внимание государственных органов к столь злободневной проблеме
».

М.Доценко (ОРПАУ): «Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» принимался под лозунгом развития саморегулирования в сфере несостоятельности (банкротства).

Вместе с тем, наделив саморегулируемые организации арбитражных управляющих полномочиями по контролю за арбитражными управляющими, законодатель не исключил государственный контроль за арбитражными управляющими.

При этом отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий порядок проверки арбитражных управляющих со стороны уполномоченных на то подразделений Росреестра.».

          Указанные выше тезисы подробно раскрыты в научных исследованиях, проведенных д.ю.н. УрГЮУ Винницким А.В.,

          1.  Административная ответственность арбитражных управляющих: динамика и практика применения новых норм КоАП РФ;

          2. Продолжение дискуссии об административной ответственности Арбитражных управляющих в свете подготовки Проекта нового КоАП.

а также в публицистических статьях на портале ПРОбанкротство:

          3. Деятельность Росреестра по проверкам АУ просят признать незаконной;

          4. Арбитражные управляющие выдвигают лозунг: «Нет проверки — нет протокола»!

4. И самое главное — сбор подписей!

          Призываем сообщество арбитражных управляющих к консолидации: только совместными усилиями можно изменить отдельные чудовищно вредные недостатки регулирования нашей деятельности.

Призываем всех АУ поддержать требование о реформировании деятельности Росреестра по привлечению АУ к административной ответственности и собрать подписи!!! 

          Простой способ для сбора подписей:

скачивайте и заполняйте шаблон

— подписывайте графической подписью или ЭЦП

— и скидывайте фотографии на электронную почту lmn2024@yandex.ru.

Арбитражный управляющий Юрий Федораев