В марте 2022 года правительство решило ввести мораторий на внеплановые проверки бизнеса. Их разрешили проводить только при прямой угрозе или уже по факту причинения вреда жизни и здоровью граждан или безопасности государства либо возникновения чрезвычайных ситуаций. Срок для исполнения предписаний контролеров продлили на 90 дней, а контролирующих лиц проверяемых компаний запретили привлекать к ответственности без проверки. Еще проверку госконтроля разрешили заменять на профилактический визит. По просьбе предпринимателей инспекторы могут давать консультации по вопросам соблюдения обязательных требований. Выдавать предписания в такой ситуации нельзя, но если визитер найдет для этого явные причины, то будет вправе начать проверку.
Накануне в правительстве отчитались о снижении с 2019 года числа проверок бизнеса в пять раз, а в Минэкономразвития поделились, что бизнес сэкономил 80 млрд руб. благодаря мораторию. Срок этого послабления для бизнеса заканчивается уже в декабре, но президент предложил продлить мораторий и на 2024 год.
Несмотря на ограничение внеплановых проверок, некоторые ведомства все же ищут способы расширить свои полномочия в обход моратория. Например, Минтруд планирует дополнить перечень индикаторов для проверки бизнеса на предмет нарушений Трудового кодекса. Например, добавить в него пункт о невыплате зарплаты. В Национальном антикоррупционном комитете настаивают на снятии моратория, который не дает полноценно контролировать соблюдение миграционного законодательства, а в Федерации независимых профсоюзов России уверены: мораторий ухудшил состояние безопасности на рабочих местах и снизил мотивацию руководителей к улучшению условий работы сотрудников.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов приводил тревожную статистику, из которой следовал вывод: контрольные органы перешли от проверок к возбуждению в отношении бизнесменов уголовных дел. Например, дел о мошенничестве (ст. 159 УК) в 2023 году стало на 23% больше. При этом они составляют уже почти половину (48%) от всех находящихся в производстве. Чаще всего правоохранители приостанавливают эти дела, так как не могут найти фигурантов (137 000 из 138 500 дел).
Обратная сторона моратория
С одной стороны, мораторий продлили, и надзорные органы стали реже внепланово проверять бизнес, соглашается Руслан Петручак, советник практики разрешения споров и банкротства . Но по факту вместо проверок проводят профилактические визиты, от которых нельзя защититься, делится юрист. А еще важно не забывать, что налоговиков и прокуроров никто не ограничивал в проверках, напоминает Петручак.
Нужно учитывать, что мораторий не касается налогового контроля и прокурорского надзора.
Руслан Петручак
В результате, говорит эксперт, на практике происходит следующее: уполномоченный госорган собирает материалы по факту правонарушения и направляет их в прокуратуру. Надзорный орган, в свою очередь, проверяет компанию или предпринимателя. Мораторий — это не запрет на проведение контрольных мероприятий как таковой, подтверждает Владислав Варшавский, управляющий партнер . Поэтому государство действительно может утверждать о значительном снижении контроля. Но в количественном значении, особенно в некоторых отраслях, это может быть и не очень заметно, говорит эксперт. Варшавский соглашается с коллегой в том, что мораторий не спасет бизнес от внимания властей.
Возможность для проведения внеплановых проверок обширна.
Владислав Варшавский
И если в целом ряде случаев внеплановую проверку можно провести только при условии согласования с прокуратурой, то есть ситуации, когда такое согласование не требуется. Например, когда прокурор направляет требование в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, напоминает Варшавский. И если до введения моратория предприниматели могли ознакомиться с планом проверок, найти в нем себя и подготовиться к проверке, то при внеплановых мероприятиях эта опция сильно ограничена, подытожил эксперт.
Петручак обращает внимание на отмену нормы, которая позволяла надзорным органам выдавать предписания только в случае наличия угроз. «Теперь предписания снова выдаются при любых нарушениях, даже незначительных», — констатировал юрист. Наличие моратория — это послабление для бизнеса, соглашается Петручак, но подчеркивает: у моратория есть и обратная сторона. «Возникают проблемы, например, со стороны Федеральной антимонопольной службы, или в ограничениях выбора способов и мер реагирования», — заключил эксперт.