Продолжаем упражнения по поводу разных малопонятных положений Закона о банкротстве.
Первая часть здесь.
А сегодня пара слов про отчет управляющего перед кредиторами.
Согласно п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Толкуется эта норма вполне понятным образом: собрание кредиторов должно проводится не реже одного раза в три месяца. Часто на это собрание и выносится ровно один вопрос: отчет. Делается это обычно в разрезе применения ст. 14.13 КоАП РФ, для привлечения к административной ответственности прошляпивших собрание управляющих.
Между тем, всякому ясно, что голосовать «за» или «против» отчета бессмысленно, подготовленный отчет уж состоявшийся факт, даже если он подготовлен с нарушениями или его содержание не радует кредиторов, от голосования «против» ничего не изменится.
Отсюда в последнее время этот вопрос выносится на собрание с пометкой «без голосования». Но разве для этого надо собираться?
Во времена мессенджеров и интернета собираться ради того, чтобы поглядеть на бумажный документ, – весьма сомнительная затея. Тем более, что закон же обязывает управляющего заблаговременно (не менее, чем за 5 рабочих дней) предоставить кредиторам возможность ознакомиться с материалами собрания.
В принципе, судам ничего не стоило бы найти творческое толкование этой нормы, которое могло бы сводится к тому, что не реже одного раза в три месяца управляющий обязан ознакомить с отчетом любого обратившегося кредитора, без проведения торжественных встреч. В конечном счете, можно утверждать, что собрание кредиторов – это некая постоянная величина и сущность, наделенная правами не только в день своего созыва и в определенном месте.
Забавно еще и то, что это правило, про отчет перед собранием, несет негативный момент и для кредиторов: я говорю о судебной практике, согласно которой управляющий вне собрания вообще не обязан раскрывать информацию о ходе конкурсного производства, что тоже довольно странно (а если собрание не раз в три месяца проходит, а раз в шесть?).
Вот, например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.01.2024 по делу № А40-264475/2020:
«…В соответствии с п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
На основании п. 3 ст. 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Вместе с тем, указанными нормами права не предусмотрено обязанности конкурсного управляющего предоставлять сведения каждому конкурсному кредитору по его требованию.
Из норм Закона о банкротстве не следует право любого кредитора произвольно запрашивать у конкурсного управляющего любые документы и информацию относительно должника, а конкурсный управляющий, в свою очередь, не обязан, безусловно, удовлетворять все запросы».
Так что настала пора как-то переосмыслить содержание п. 1 ст. 143 Закона о банкротстве. Впрочем, до этих дел не скоро доберемся, пока всех волнуют более живые и денежно-емкие вопросы банкротного права. Да и управляющим биться за формирование практики как-то не с руки: это ж нарушить надо сначала, с явной угрозой административки, да и будут ли суды слушать какого-то там управляющего?
Как говорится, настоящих буйных мало, вот и нету вожаков.